akula_dolly (akula_dolly) wrote,
akula_dolly
akula_dolly

Categories:

Культур-мультур

Сходили вчера в Александринку, на "Гедду Габлер". Грустно, девушки, а для впечатлительного человека так даже и до слез.
На моей памяти Александринка никогда не была особенно сильным театром, не МХАТ и не Малый. Но все же можно было что-то смотреть. Был великий Николай Симонов, был неглубокий, но обаятельный Горбачев, был суховатый, но умеющий строить роль Фрейндлих. Если не целые спектакли, то по крайней мере отдельные сцены запоминались надолго,  кое-что - навсегда. (Я до сих пор слышу голос Симонова, говорящего "это степь, это десятый век, это не свобода, а воля" или "постой, постой! Ты выпил... без меня?").
Что сейчас этот театр переживает не лучшие времена, я догадывалась. Но все же такого постыдного падения не ожидала.
"Гедда Габлер" (1890) на теперешнее (мое) восприятие - не лучшая пьеса Ибсена, и даже (мне) нелегко понять ее былой успех. Но она шла во всех театрах мира, Гедду играли лучшие актрисы своего времени, великие актрисы - Комиссаржевская, Дузе... Из нее вырос чеховский театр, и знаменитое чеховское ружье, которое висит на стене в первом акте и выстреливает в последнем, идет, конечно же, оттуда. Там есть чудесная роль - на самом деле лучшая, но недооцененная, роль доброго, простоватого и доверчивого "ботаника" (историка искусств на самом деле) Тесмана, мужа Гедды, - его характер мне всегда напоминал толстовского царя Федора, это роль для большого артиста.
Пьеса писалась в годы, когда начиналось всеобщее томление и брожение умов, цвел модерн и "клингеровская осиянность далей", Ницше уже написал всё , что мог, и сошел с ума, Фрейд вынашивал свои идеи - и все это вело прямым ходом к первой мировой и последующим еще худшим катаклизмам. Соответственно, в героине пьесы, которая на нормальный человеческий взгляд - как тогдашний, так и теперешний, - просто совершает из примитивной женской ревности подлый поступок, а когда узнавший об этом пошляк начинает ее шантажировать, кончает с собой - в этой женщине видели протест против застоя, мещанства, буржуазного быта, порыв к свободе, красоте, цельность сильной натуры и Бог знает что еще... В общем, мутились умы - а потом десятилетиями эту кашу расхлебывали и до сих пор еще на расхлебали.
Как это ставить сейчас? - да, видимо, если уж вообще ставить, то в чеховских, мхатовских традициях, тогда еще что-то получится. Там интересные диалоги со сложной игрой интонаций, их надо уметь произносить. Как это поставил великий режиссер современности К. М. Гинкас, лауреат всех возможных премий и наград? - а так поставил, как он все ставит - читайте тут у меня большое многоточие, заменяющее разные могучие слова нашего великого языка . "Особенность современного театра состоит в том, что автор ныне – не указ для театра и режиссуры. Сетовать на какое-то «неверное» понимание Ибсена – глупо и старо", - пишет рецензентка.
Ладно, для вас автор не указ, а для нас вы не указ. Действительно, согласимся с г-жой Горфункель, старо смеяться над изысками передовой режиссуры. А уж как эта передовая режиссура-то устарела, все эти новшества, вся эта "смелость" и "свежесть", протухшие еще во времена театральных фельетонов Власа Дорошевича. Ах, как это интересно - полуголая Гедда, временами присаживающаяся на стул в позе девушки из борделя, а временами топочущая ножками, как застоявшаяся лошадка, изображенный идиотом Тесман, невнятный и придурковатый Левборг, актеры то гугниво бормочущие слова прекрасного ганзеновского перевода себе под нос, то ни с того ни с сего начинающие вопить (видимо, чтобы разбудить задремавших зрителей). И даже не в том дело, что это все к Ибсену и трагедии ницшеанского порыва с негодными средствами не имеет отношения, это бы уж ладно - но Боже, как это смертельно скучно! Нас с Дашей все первое действие долила зевота, наш милый спутник время от времени всхрапывал и ронял голову на грудь - а в антракте мы, дружно зевнув, засмеялись и бодро пошагали в гардероб.
Не мы одни, многие уходили. То есть не всем еще промыли мозги, остались еще в моем городе нормальные люди, с каким-никаким вкусом.
Tags: Цветной туман
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments