akula_dolly (akula_dolly) wrote,
akula_dolly
akula_dolly

Category:

6. Школьные годы, продолжение

Ну что же, я отбыла их, все десять, 1950 - 1960. Что я получила от школы?


В человеческом плане - больше, чем в образовательном, и полезного и не очень полезного.  Учителя-то были добрые люди, я вспоминаю их с нежностью. Жестокость и лицемерие того времени смягчались ими по мере сил, и то давление, которого  они не могли не испытывать, - их жизнь не была легкой -  они по возможности не переносили на нас. Хороших учеников оставляли в покое, к плохим были снисходительны. Учили как могли - а некоторым наукам в тогдашней школе хорошо учить было и невозможно.
 Биологии, скажем - в школьной биологии пятидесятых годов царил сумбур. Результаты пресловутой августовской сессии ВАСХНИЛ 48 года висели в воздухе и окончательно повержены не были, И. И. Презента то исключали из партии, то восстанавливали, Трофим Денисович шатался, но держался, слово "ген" в учебнике отсутствовало, наследуются ли приобретенные признаки не знал никто - ни автор учебника, ни училка, ни тем более мы. Вне критики оставались Дарвин и Мичурин, на них по возможности и выезжали. В целом получалась невнятная жвачка. Ну и плюс провинциальная бедность нашей школы - плохонький кабинетик биологии с парочкой сусликовых чучел , скелетом какой-то неизвестной твари размером с кошку - возможно, это и была кошка -  и висящим на стене цветным плакатом   "Лягушка: мочеполовая система самки".
Литература - ох. Нет, конечно, эти уроки пользу большинству детишек все же приносили: нас приучали писать "сочинения" по рецептам древнегреческой риторики:  вступление, изложение по пунктам, заключение - причем обиняками внушался основной принцип этой риторики:  целью пишущего или говорящего является не раскрытие истины, а всего лишь чёткость и убедительность в доказательстве заранее известных положений. То есть какие-то навыки минимально грамотного и логически терпимого изложения пусть и не своих мыслей дети получали, что само по себе невредно и  неплохо. Ну а большее тот, кто хотел и мог, добывал самостоятельно - дома, за чтением. А не мог, так и обходился, лучше пройти испытание школьной казенщиной, чем подвергаться экспериментам "талантливых и творческих педагогов" последующих, более  либеральных времен -  приходилось мне о них читать - брр! - тошнотворная фальшь и пошлость.
А вот история у нас в школе преподавалось, как ни странно, очень недурно, в чем надо видеть личную заслугу нашей  Надежды Федоровны. Конечно, чем ближе к нашему времени и месту, тем больше лжи  из учебника ей, бедной, приходилось нам втюхивать, но уж античность и средневековье она преподавала прекрасно - минимум марксистских схем и максимум всего интересного, она была начитанная женщина и в нас поощряла любопытство к фактам. Когда вызванный к доске заканчивал свой ответ по домашнему заданию, она всегда спрашивала: кто может что-то добавить? - и тут поднимались руки (увы, мало рук, три-четыре: время, повторяю, было тяжелое) и мы "добавляли" кто что знал из прочитанного, а она этому радовалась.
Ну а физика и математика, как минимально затронутые идеологией, и вовсе преподавались как положено - не хуже, полагаю, чем в папиной гимназии, ни к чему не могу придраться, все путем. Нина Ивановна математичку звали, фамилии, увы, не помню, хорошая была и умная тетка.
Да, английский еще - ну тут англичанка хитрая попалась (Матрена Прокофьевна, если меня память не обманывает), сразу меня по секрету от класса и директора приспособила вместо себя контрольные проверять - и ей хорошо, и мне по детской глупости лестно, так и шло.

В целом же, предельно честно оценивая эти десять лет, - увы мне! Много времени я потеряла впустую, не привыкла к работе, а привыкла, наоборот, лениться. Уроков я не учила - зачем, учебник проглатывала за три дня в начале года или в конце предыдущего, что там учить-то было? - за переменку перед уроком освежала в памяти и все. Ну, письменные задания были по математике - да, полчасика приходилось на них потратить. Не подумайте, Бога ради, что я  хвастаюсь какими-то своими способностями, не было у меня никаких особых способностей - просто требования были занижены. При всеобщем и для всех одинаковом среднем образовании, да еще в такое тяжелое время, как 50-е годы в России, - и не могли они не быть заниженными. Из меня бы вышло больше толку в более сильной школе и у более требовательных учителей, но что делать, не было их в моем детстве. А так - спасибо, конечно, и той школе, какая мне досталась, но легкая обида все же присутствует, не скрою. В хорошей гимназии мне бы за золотую медаль пришлось потрудиться, попотеть, я бы ее ценила больше. Хотя обижаться не на кого, люди, повторяю, были хорошие, а жизнь непростая.
Происходило тем временем кое-что и за стенами школы.
Tags: mémoires
Subscribe

  • Все побежали, и я побежал.

    Поветрие ходит - больше в нелюбимом фб, но и здесь: фотки свои десятилетней давности вешать. 5 января 2009. А на висящем портрете - это уж…

  • Симанков и бабы

    Сентябрь 2018

  • 20 июля, 2017

    Это вот имела я честь запечатлеться с новоиспеченным д-ром философии.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Все побежали, и я побежал.

    Поветрие ходит - больше в нелюбимом фб, но и здесь: фотки свои десятилетней давности вешать. 5 января 2009. А на висящем портрете - это уж…

  • Симанков и бабы

    Сентябрь 2018

  • 20 июля, 2017

    Это вот имела я честь запечатлеться с новоиспеченным д-ром философии.