akula_dolly (akula_dolly) wrote,
akula_dolly
akula_dolly

Category:

17 ноября

Не успела я помянуть в предыдущем посте Бронзино, как подоспел день его рождения, как по заказу. Да, гениальный маньерист родился 17 ноября.
Великий Аньоло Бронзино (Bronzino, собств. Agnolo di Cosimo di Mariano, 1503— 1572) оставивший нам и аллегории (среди них такую великолепную, как "Венера, Купидон и Время" из лондонской Национальной галереи) и картины на религиозные темы, более всего известен своими портретами. Он, собственно, и является создателем и на три-четыре столетия вперед законодателем жанра парадного портрета. Этот жанр, ныне выродившийся в бессовестную мазню, в свое время дал множество шедевров.
А Бронзино, будучи придворным художником Козимо I Медичи (Cosimo I de' Medici, 1519 - 1574) имел полную возможность в этом прекрасном жанре поупражняться.
Вот портрет супруги Козимо, Элеоноры Толедской, с сыном Джованни.

Eleonora di Toledo col figlio Giovanni de' Medici, 1544-1545
Масло, доска, 115 x 96 cм
Firenze, Galleria degli Uffizi.
Парадный портрет во всей красе. никакой беллиниевской задушевности, никакого леонардовского сфумато - поза, парад, условность, немыслимой красоты платье. (По поводу этого платья искусствоведы расходятся во мнениях - одни говорят, что это любимое платье герцогини, в котором ее и похоронили, но есть и мнение, что этого платья не существовало, а художнику просто дали лоскуток материи, с которого он его и написал).

Вот другой портрет той же герцогини Элеоноры - здесь условность изображения доходит уже до почти немыслимых для 16 века пределов, являясь по сути гениальным прозрением в ХХ век.


Eleanora di Toledo, 1560
Масло, доска, 86,4 x 65 cм
National Gallery of Art, Washington

Вот, пожалуй, самый знаменитый из его парадных портретов: Лукреция Панчатики, супруга известного флорентийского политика. То же самое: неимоверная красота, поза, почти плакатная условность изображения.


Ritratto di Lucrezia Panciatichi, ок. 1540
Масло, дерево, 102 x 85 cм
Galleria degli Uffizi, Florence

А в ранних своих портретах, более интимных, непарадных, Бронзино был способен и на психологизм, и на душевность, и тут уже противопоставить его школе психологического портрета не получается.

Портрет дамы в зеленом
Ritratto di dama in verde, 1530 - 1532
Масло, доска, 76,7 x 65,4 cм
Hampton Court, Royal Collection.

Но вот пример из позднего его творчества, где Бронзино сочетает парадность и представительность с психологизмом. Портрет изображает его приятельницу, флорентийскую поэтессу и интеллектуалку Лауру Боттиферри (1523 - 1589). Очень интересный портрет: автор изобразил ее по старинной традиции в профиль - явно для того, чтобы поставить этот портрет в один ряд с известными портретами Петрарки и Данте. (Не исключаю, что для вящего сходства с Данте он и орлиность носика красивой женщины малость преувеличил). В руках она держит томик Петрарки, указывая пальцем на строчку с именем своей тезки.

Ritratto di Laura Battiferri, 1555-60
Холст, масло, 83 x 60 cм
Palazzo Vecchio, Florence
Всевидящее Око
Tags: Художники
Subscribe

  • Новости дня

    Читаю нынче утром в новостной рассылке: В Петербурге ожидается похолодание до +26... Вывод: в самое печальное время всегда найдется повод для смеха.

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток…

  • (no subject)

    Христос воскресе!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments