akula_dolly (akula_dolly) wrote,
akula_dolly
akula_dolly

Categories:

Очень популярно о литературоведении

Один уважаемый филолог не так давно задался в посте вопросом: как филология видится со стороны, нефилологам.
Я написала там, что видится по-разному: есть лингвистика, где в основном люди занимаются настоящей, богатой и сложной наукой, а если отдельные работы, случается, и пробуждают (у меня) подозрения во вкрадчивом и легком шарлатанстве, то подозрения эти приходится держать при себе - на изучение темы, позволившее бы высказываться компетентно, надо положить всю жизнь.
Иное дело - литературоведение. Тут разделение на серьезных ученых и шарлатанов явно и очевидно - они живут на разных территориях: одни, как и полагается ученым, ищут истину, другие занимаются плетением словес.
Ученые заняты историей текстов, поиском источников, реальным, историческим и биографическим комментарием.
Поиск источников, например - непростое дело. Бывают там вещи бесспорные - например, оказывалось, что хорошо известное произведение русского автора Х является вполне точным переводом менее известного (нам) произведения иностранного автора Y. Такие находки редки - но случаются, и я знаю людей, которые их делали, причем и в самое последнее время - там, где казалось, уж все давно хожено-перехожено.
Чаще, конечно, бывает так, что просто обнаруживаются сходные мысли, мотивы, образы - и тут, конечно, надо тщательно разобраться, чему мы обязаны этим сходством - заимствованию ли одним автором у другого, общему ли источнику, или независимому возникновению сходных мотивов у разных авторов. И тд. Для таких исследований нужно внимание, терпение, настойчивость, большая начитанность в европейской литературе - необходимо, разумеется, и знание языков. И самое главное - первое качество любого ученого, чем бы он ни занимался, - интеллектуальная честность.
То есть все то, чего нет у шарлатанов. Но последние тоже ведь люди, им тоже хочется и ученых степеней, и приглашений, и постов, и грантов. Надо регулярно печататься, иначе ничего этого не будет. Но ведь чтобы напечатать работу, ее надо написать. А чтобы написать даже маленькую статейку, хоть одну-то мыслишку надо бы собственную - а где ее взять?
Из пальца, друзья мои, из пальца - метод изучен, техника освоена, знаменитые предшественники, путепроходцы на этой торной дороге, одобрительно кивают с увеличенных фотографий над письменным столом.
И вот рецепт: берутся с полки две книги разных авторов и открываются на случайных местах. Например, на двух стихотворениях. Или двух рассказах. Или - одном стихотворении и одном рассказе. Можно и сказке, неважно. Оба текста бегло прочитываются. Внимательно читать ни к чему, мы торопимся, нам надо МНОГО печататься. Высока вероятность, что и при беглом чтении мы найдем в этих текстах общие или похожие слова. Например, в стихотворении есть строчка "И почиет на них тишина", а в рассказе фраза "в комнате (лесу, поле, самолете, склепе) было тихо". Или в стихотворении герой говорит героине "ты молода", а в рассказе дедушка героя вздыхает "эх, молодость, молодость!". Найдено? Ура. Главное сделано - ну подкрепим находку еще какой-нибудь мелочью, например, и там, и там есть слово "который". Осталось написать статью "Х и Y о молодости и тишине".
Разумеется, мы, будучи далеко не ..., а вполне разумными людьми, прекрасно видим, что ничего общего у той и другой тишины нет. И не надо! И даже тем лучше. Мы бойко строчим: "В отличие от автора Х, для которого тишина - проклятие, потому что он оглох и лишился любимой музыки, для измученного жениными капризами героя автора Y тишина желанна, он ее приветствует". Потрындев на эту тему строчек двадцать и вставив ни к селу ни к городу, для увеличения числа печатных знаков, десяток цитат, мы поговорим о том, какую важную роль играет в обоих произведениях противопоставление тишины звуку - звукам потерянной музыки в первой случае и противному визгу жены во втором. Пара-тройка страниц, глядишь, и набежит.
И что же, это все? Да нет же, читатель ведь тоже не идиот. Он скажет: ну раз произведения-то совсем о разном, и тишина в них тоже разная, и значит для героев совсем разное - то к чему о том и писать? Мало ли на белом свете совсем непохожих друг на друга произведений, где есть общее слово?
И вот тут-то вы делаете мастерский ход, который и доказывает, что вы не зря носите свои ученые звания. Вы вставляете в самое начало своей статьи: "Любой ребёнок может без труда указать на основной литературный источник стихотворения автора Х – разумеется, это хрестоматийно известный рассказ автора Y!!!».
Вот тут уж читатель заткнется. Ну, подумает он, раз уж любой ребенок может, - значит, так и есть, сомневаться не приходится.
Напоминает кое-что, верно? Одну сказку Андерсена? Правильно.
И кстати об Андерсене. Если кто-то думает, что я тут в сатире и юморе упражняюсь и сгущаю краски, пусть почитает это.
Автор - доктор филологических наук, профессор. Много печатается.Всевидящее Око
Tags: Литературоведы-с
Subscribe

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток…

  • (no subject)

    Из фейсбука скрадено: Ну и с днем рождения Гоголя поздравляю. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам…

  • Плещут волны Флегетона, своды Тартара дрожат

    Помним мы этот день? Мы-то еще помним, а те, кому сейчас 20 лет, 15, 10 - будут они его помнить? Ох, что-то грустновато мне. Мы-то, старичье, мы даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток…

  • (no subject)

    Из фейсбука скрадено: Ну и с днем рождения Гоголя поздравляю. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам…

  • Плещут волны Флегетона, своды Тартара дрожат

    Помним мы этот день? Мы-то еще помним, а те, кому сейчас 20 лет, 15, 10 - будут они его помнить? Ох, что-то грустновато мне. Мы-то, старичье, мы даже…