akula_dolly (akula_dolly) wrote,
akula_dolly
akula_dolly

Categories:

Символизм в живописи: Одилон Редон


Odilon Redon, (1840-1916)
Автопортрет, 1880, Musée d'Orsay

Живописи он учился у крупнейших мастеров - Ж.  Л. Жерома и Фантен-Латура.  Любил Эдгара  По, принадлежал к тесному кругу друзей Малларме. Довольно долго его знали только  друзья и немногие знатоки, пока его не прославил Гюисманс -   дез Эссент,
эксцентричный герой романа "Наоборот" (A Rebours, 1884), пленился картинами Редона:

.... В  чем-то художник  напоминал  средневекового  примитивиста,  в  чем-то Альбрехта Дюрера  или  курильщика  опиума.  И  дез Эссенту была по душе  эта картина, нравилось, что подробны детали, что разнообразен и впечатляющ общий вид. И все же чаще останавливался он  у соседних полотен.    
Они были подписаны именем Одилона Редона.
     В  позолоченных  рамках  из  простого грушевого  дерева возникало самое невероятное: голова  в  меровингском стиле, выглядывающая из кубка; бородач, полужрец, полуритор, с пальцем на громадном пушечном ядре; мерзкий паук, и в брюхе  у него человеческое  лицо.  А вот  рисунки  --  словно  и  вовсе бред сумасшедшего. К примеру, одна из огромных игральных  костей  с выведенным на ней  грустным  человеческим  глазом; или мертвый  пейзаж  --  потрескавшаяся земля, выжженное поле, вулкан, от которого  ввысь устремляются  облака  пара, бледное  застывшее  небо;  или кошмарное  видение, навеянное  не то  чтением научных  фолиантов,  не  то  визионерским  проникновением  в  доисторическое прошлое; или  чудовищная  растительность на скалах;  а  порой  -- средоточие валунов, глыб льда и  людей с обезьяноподобными лицами,  с  резким  выступом челюстной кости и надбровных дуг, скошенным лбом и плоским  черепом человека начала  четвертичного периода --  плотоядного  и бессловесного  современника мамонтов,  гигантских носорогов и  медведей.  Эти образы были ни на  что  не похожи. Они  не  вписывались в рамки  изобразительного искусства,  создавали совершенно особую  фантастическую реальность -- мир горячки и бреда.
     Изображение совершенно безумных  глаз вместо лиц, а также тел, терявших привычные  очертания,  словно  они  были  увидены  сквозь  графин  с  водой, напоминали дез  Эссенту о ночных кошмарах,  которые видел  он, лежа в бреду, когда в детстве болел брюшным тифом.
     Дез Эссента охватывало  странное волнение. Сходное переживание вызывали у него некоторые из "Пословиц" Гойи  или рассказов Эдгара По, галлюцинации и кошмары которого Редон как бы сделал своими.

 ( Перевод с фр. Е. Л. Кассировой)


Крылатый старец
Пастель
 Musée d'Orsay, Paris.


Друидесса, 1893
Уголь, пастель,
 Ian Woodner Family Collection, New York


Красная лодка, 1906-07
 Холст, масло
54х73 см
 Частное собрание


Глаз - воздушный шар. 1878
Уголь
42.2 x 33.2 cм
The Museum of Modern Art, New York


Дух - хранитель вод. 1878
Уголь
46.6 x 37.6 cм
The Art Institute of Chicago
Tags: Проза, Художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments